0
А что вы знаете про автомобильные воски?

А что вы знаете про автомобильные воски?

Воски для кузова - специальный класс автохимии, без которого сейчас практически невозможно представить качественный уход за кузовом автомобилей. Услуга по нанесению воска доступна на всех автомойках, а на полках автомагазинов представлен большой ассортимент таких составов. К сожалению, не только клиенты автомоек и «покупатели флакончиков для своего авто» в них совсем не разбираются, но, как показывает наш опыт, даже большинство «профессиональных» автомойщиков плохо представляют о чем идет речь. Мало того, почти все отечественные производители автохимии, а тем более продавцы их продукции так же подливают масла в огонь своей некомпетентностью…

Поэтому предлагаем разобраться с этим вопросом и для начала немного истории.

Как появился воск для кузова?

Сразу заметим: мы не будем врать про первое упоминание специальных восковых составов для кузовов автомобилей (консервантов и полиролей), так как найти такую информацию у нас не получилось. Хотя мы догадываемся, что составы для консервации ЛКП были впервые использованы не намного позже, чем появились первые автомобили. А вот «жидкий воск» (хоть это и некорректное название, об этом читайте ниже) и система его нанесения были разработаны в конце 60-х годов XX века немецкой семейной фирмой Christ, одной из старейших компаней в сфере разработки и производства автоматических систем мойки транспорта.

Первая автоматическая мойка для автомобилей Christ

Кстати, первая автоматическая мойка для автомобилей выглядела примерно так. 1963 год.

Добившись приемлемых результатов качества автоматической мойки легковых автомобилей, специалисты Christ столкнулись с одной нетривиальной проблемой: а как высушить машину после мойки? Использовать специального человека с тряпкой? Но это совсем не похоже на автоматическую мойку!… Очевидным решением стало внедрение в конструкцию вентиляторов, которые за счет мощного потока воздуха обеспечат сдувание остатков воды с кузова автомобиля.

Однако практика показала, что для эффективной сушки в приемлемое время понадобится колоссальный поток воздуха, что означает недопустимый рост энергопотребления электродвигателей. Например, для туннельной системы со скоростью движения конвейера 4-5 метров в минуту только на вентиляторы системы сушки потребуется до 100 кВт! Нужно было найти решение.

Система сушки автоматического туннеля

Одна из современных туннельных систем мойки автомобилей. Зона сушки. Каждый вентилятор 5 кВт..

Система сушки автоматической мойки

И примерно так это реализуется некоторыми производителями даже сейчас. Вариант для тех, кто не считает затраты на электричество

 

Но немцы – народ трудолюбивый и упорный, поэтому для снижения энергопотребления стали работать сразу по двум направлениям: оптимизация воздушного потока вентиляторов и ускорение уноса воды с поверхности кузова. И, несмотря на то, что в первом направлении за ними теперь лидерство по числу «ноу-хау» в данной сфере, решение второй задачи оказалось намного более эффективным и дешевым в производстве. Как вы уже поняли, специалисты компании нашли элегантное решение: не надо сильно сдувать воду, надо чтобы она легче сдувалась! Не вдаваясь в физические принципы поверхностного натяжения жидкостей, остановимся на главном – после череды экспериментов с разными составами было определено, что оптимальными качествами обладают некоторые восковые растворы с заданной концентрацией. При их нанесении перед процессом автоматической сушки удалось добиться аналогичного качества при существенно более низком потоке воздуха. Необходимое энергопотребление двигателей вентиляторов снизилось на порядок: со 100 до 10-15 кВт! Так появился первый по-настоящему «жидкий воск». Но, вообще то по-правильному он должен называеться немного он по-другому…

Trockner

Немецкое слово. Если дословно – «осушитель», но мы для лучшего понимания давно стараемся использовать немного более русские формулировки: «вспомогатель сушки» или «катализатор сушки». Это именно то, что было придумано немецкими химиками и инженерами только с одной задачей – сократить время автоматической сушки и необходимую мощность для этой операции. Чтобы этого достичь оказалось необходимо всего лишь заставить воду на поверхности собираться в более крупные капли (гидрофильный эффект), после чего она сама под действием гравитации будет стремиться по пути наименьшего сопротивления, то есть стекать вниз. А если при этом обеспечить более легкий отрыв капель с поверхности за счет меньшей адгезиии (гидрофобный эффект), да еще приложить немного усилий извне при помощи обдува воздухом, то результат оказывается очень и очень впечатляющим! 

Работа катализатора сушки на ЛКП

На практике гидрофильный и гидрофобный эффект выглядит примерно так

К сожалению, все эти термины не приживаются ни у автомобилистов, ни у производителей/продавцов автохимии, и последние с успехом используют это обстоятельство в своих целях, причисляя совершенно разные составы по эффекту и стоимости к одному названию. И в этом плане те же немцы намного честнее, так как система нанесения «катализатора сушки» всегда в базовой комплектации автоматической мойки, а вот система нанесения воска – это уже опция. И сейчас расскажем о ней более подробно…

Холодный воск

Именно под таким названием чаще всего продают тот самый «Trockner» или катализатор сушки. Наиболее повсеместно это встречается на мойках самообслуживания, выдавая одно за другое. Но сами разработчики дали таким составам другое название, и это уже именно воск (по-немецки «Wachs»). Так в чем же разница?

Проще всего это опять объяснить на примере автоматических моек. Системы нанесения катализатора сушки и воска – две независимые системы, имеющие разные программы работы. Несмотря на схожесть химического состава, настоящий жидкий воск не только имеет большую концентрацию, но и требует дополнительного времени для формирования специального покрытия на ЛКП, так как в его основе более стойкие восковые парафины. Помимо функций катализатора сушки настоящие жидкие воски обладают дополнительными функциями:

  • заполненяют микротрещины и голограммы, обеспечивая эффект полировки
  • создают на ЛКП дополнительный защитный восковой слой

Эффект от автомобильного воска при увеличении

Эффект автомобильного воска при сильном увеличении

И если с первыми двумя пунктами успешно справляются катализаторы сушки, то над последними двумя пришлось изрядно попотеть специалистам. И, можете удивляться, но… первопроходчиками опять стали немцы из компании Christ, впервые выведя на рынок специально разработанные системы и, соответственно, применяемые химические составы. Что касается самой технологии нанесения, то они у «Trockner» и «Wachs» практически идентичны. Мало того, при нанесении воска отпадает необходимость в использовании катализатора сушки, но настоящий воск существенно дороже, а также требует дополнительной паузы для выдержки состава, а также дополнительного ополаскивания для формирования более ровной поверхности защитного слоя.

И, как вы уже поняли, подавляющему большинству клиентов автомоек такие нюансы не знакомы. И именно поэтому в России мы имеем что имеем – повсеместно под видом настоящего воска нам продают намного более дешевый катализатор сушки.

Горячий воск

Но продолжим про автомобильные воски. Инженерами были найдены решения для обеспечения быстрой качественной сушки автомобиля, а также предложена опция, при использовании которой кузов приобретал более глубокий блеск, и была обеспечена его дополнительная защита от эксплуатационных загрязнений. Но те же самые инженеры еще в самом начале говорили: воск имеет низкую температуру плавления, поэтому наиболее эффективен он будет только в нагретом состоянии! Так появилась система нагрева воска для его лучшей работы.

Конструктивно представляет отдельный бойлер, который нагревает воду до ~60 градусов в циклах нанесения восков. Так что «горячий воск» или «Hot Wax» - это специальное средство, раскрывающее весь свой потенциал только при достаточном уровне температуры воды и при правильном нанесении. Благодаря чему обеспечивает лучший эффект среди жидких восков, а еще обладает одним замечательным свойством…

При повышении температуры ранее нанесенный на кузов воск опять становится более жидким, легко смывается с ЛКП и вместе с собой уносит все то, что осталось на его поверхности. Грязь, песок, дорожные реагенты… Достаточно только немного подогреть! И так появилась система нанесения «горячей пены». Не вдаваясь в подробности, скажем только, что на этапе нанесения бесконтактной пены вода дополнительно нагревается до тех же 60 градусов. Это безопасно для ЛКП, но разжижает ранее нанесенное восковое покрытие, которое легко смывается с поверхности, унося с собой все поверхностные загрязнения. Идеально для регулярного обслуживания на автоматических мойках, оснащенных такими опциями.

Бесконтактная пена на кузове автомобиля

Активная бесконтактная пена на кузове автомобиля

К сожалению, оборудование такого класса в России, в отличии от Европы, представлено единицами, а ручное нанесение подобных составов трудноосуществимо. Однако это не препятствует наличию на полках автомагазинов флаконов с надписью «Горячий воск». И, возможно, это даже вполне годные составы. Но, как вы теперь уже знаете, для того чтобы правильно покрыть ими поверхность кузова очень желательно разбавить их в нагретой (не выше 70-80 градусов) чистой воде.

Твердый воск

Скорее всего появился в начале XX века (но это не точно). Это то самое время, когда почти каждый автомобиль – произведение искусства, а каждый его владелец – респектабельный джентльмен из высшего общества. А настоящему джентльмену недопустимы компромиссы. Поэтому его авто должно сиять и быть обслужено по высшему разряду. Не хуже чем его усы, для которых он использует специальный воск… И именно воски (в основном с очень приятным ароматом) стали использоваться для ухода за «новым чудом техники». И такие воски, наравне с передовыми средствами для ухода за породистыми лошадями, почти на целый век определили эталон.

Твердый воск для кузова автомобиля

И у них есть масса преимуществ:

  • натуральный состав
  • совместимость с любыми поверхностями
  • отличная укрывистость
  • непревзойденный блеск
  • приятный аромат на ваш выбор

И только парочка трудностей:

  • требовательность к правильности нанесения - это нужно делать правильно
  • низкая стойкость к щелочам и кислотам - после нанесения ухаживать тоже нужно правильно

Как вы уже поняли, составы типа «Твердый воск» предназначены исключительно для перфекционистов. При этом желательно чтобы вы сами ухаживали за своим «конем». И делали это регулярно. Только в этом случае вы получите тот результат, к которому стремитесь. И именно поэтому мы об этом более подробно когда-нибудь расскажем это в отдельной статье.

P.S. Но если вы хотите узнать больше прямо сейчас, указать на неточности в материале или даже заказать подготовку вашего автомобиля настоящими специалистами, то обращайтесь: