0
Автомобильный воск. И с чем его

Автомобильный воск. И с чем его "едят"

Воски для кузова - специальный класс автохимии, без которого сейчас практически невозможно представить качественный уход за кузовом автомобилей. Услуга по нанесению воска доступна на всех автомойках, а на полках автомагазинов представлен большой ассортимент таких составов.

К сожалению, не только клиенты автомоек и «покупатели флакончиков для своего авто» в них совсем не разбираются, но, как показывает наш опыт, даже большинство «профессиональных» автомойщиков плохо представляют о чем идет речь. Мало того, почти все отечественные производители автохимии, а тем более продавцы их продукции так же подливают масла в огонь своей некомпетентностью…

Поэтому предлагаем разобраться с этим вопросом и для начала немного истории.

Как появился воск для кузова?

Сразу заметим: мы не будем врать про первое упоминание специальных восковых составов для кузовов автомобилей (консервантов и полиролей), так как найти такую информацию у нас не получилось. Хотя мы догадываемся, что составы для консервации ЛКП были впервые использованы не намного позже, чем первые автомобили.

А вот «жидкий воск» (хоть это и некорректное название, об этом читайте ниже) и система его нанесения были разработаны в конце 60-х годов XX века немецкой семейной фирмой Christ, одной из старейших компаний в сфере разработки и производства автоматических систем мойки транспорта. Добившись приемлемых результатов качества автоматической мойки легковых автомобилей с использованием вращающихся щеток, специалисты Christ столкнулись с одной нетривиальной проблемой: а как высушить машину после мойки? Использовать специального человека с тряпкой? Но это совсем не похоже на автоматическую мойку!

Очевидным решением стало внедрение в конструкцию вентиляторов, которые за счет мощного потока воздуха обеспечат сдувание остатков воды с кузова автомобиля. Однако практика показала, что для эффективной сушки в приемлемое время понадобится колоссальный поток воздуха, что означает недопустимый рост энергопотребления электродвигателей. Например, для туннельной системы со скоростью движения конвейера 4-5 метров в минуту только на вентиляторы системы сушки потребуется около 100 кВт!

Нужно было найти решение. Немцы – народ трудолюбивый и упорный, поэтому для снижения энергопотребления стали работать сразу по двум направлениям: оптимизация воздушного потока вентиляторов и ускорение уноса воды с поверхности кузова. И, несмотря на то, что в первом направлении за ними теперь лидерство по числу «ноу-хау» в данной сфере, решение второй задачи оказалось намного более эффективным и дешевым в производстве.

Современная система сушки в автоматической мойке

Современная система сушки воздухом в автоматических моечных установках портального и туннельного типа

Как вы уже поняли, специалисты компании нашли элегантное решение: не надо сильно сдувать воду, надо чтобы она легче сдувалась! Не вдаваясь в физические принципы поверхностного натяжения жидкостей, остановимся на главном – после череды экспериментов с разными составами было определено, что оптимальными качествами обладают некоторые восковые растворы с заданной концентрацией. При их нанесении перед процессом автоматической сушки удалось добиться аналогичного качества при существенно более низком потоке воздуха. Необходимое энергопотребление двигателей вентиляторов снизилось на порядок: со 100 до 10-15 кВт!

Так появился первый по-настоящему «жидкий воск». Но называется он по-другому…

Trockner

Именно так и это немецкое слово. Если дословно – «осушитель», но мы для лучшего понимания давно стараемся использовать немного более русские формулировки: «вспомогатель сушки» или «катализатор сушки». Это именно то, что было придумано немецкими химиками и инженерами только с одной задачей – сократить время автоматической сушки и необходимую мощность для этой операции.

Нанесение катализатора сушки перед сушкой автомобиля

Нанесение состава-катализатора перед операцией сушки воздухом.
Обратите внимание на то, что вода собирается в больше капли и струи и стекает под собственным весом даже без обдува воздухом.

К сожалению, эти термины не приживаются ни у автомобилистов, ни у производителей и продавцов автохимии, и последние с успехом используют это обстоятельство в своих целях, причисляя совершенно разные составы по эффекту и стоимости к одному названию. И в этом плане те же немцы намного честнее, так как система нанесения «катализатора сушки» всегда в базовой комплектации автоматической мойки, а вот система нанесения воска – это уже опция. И сейчас расскажем о ней более подробно…

Холодный воск

Именно под таким названием чаще всего продают тот самый «Trockner» или катализатор сушки. Наиболее повсеместно это встречается на мойках самообслуживания, выдавая одно за другое. Но сами разработчики дали таким составам другое название, и это уже именно воск (по-немецки «Wachs»). Так в чем же разница?

Нанесение холодного автомобильного воска

Эффект после нанесения жидкого воска. При ручной мойке требуется дополнительная протирка без чрезмерного нажима на поверхность.

Проще всего это опять объяснить на примере автоматических моек. Системы нанесения катализатора сушки и воска – две независимые системы, имеющие разные программы работы. Несмотря на схожесть химического состава, настоящий жидкий воск не только имеет большую концентрацию, но и требует дополнительного времени для формирования специального покрытия на ЛКП, так как в его основе более стойкие восковые парафины.

Их задачами являются:

  • разрыв водяной пленки для формирования из нее массивных капель (гидрофобный эффект)
  • обеспечение легкого отрыва воды с поверхности
  • заполнение микротрещин и голограмм (эффект полировки)
  • создание защитного воскового слоя на ЛКП

 

И если с первыми двумя пунктами успешно справляются катализаторы сушки, то над последними двумя пришлось изрядно попотеть специалистам. И, можете удивляться, но… первопроходчиками опять стали немцы из компании Christ, впервые выведя на рынок специально разработанные системы и, соответственно, применяемые химические составы.

Что касается самой технологии нанесения, то они у «Trockner» и «Wachs» практически идентичны. Мало того, при нанесении воска отпадает необходимость в использовании катализатора сушки, но настоящий воск существенно дороже, а также требует дополнительной паузы для выдержки состава и дополнительного ополаскивания для формирования более ровной поверхности защитного слоя. И, как вы уже поняли, подавляющему большинству клиентов автомоек такие нюансы не знакомы.

И именно поэтому в России мы имеем что имеем: повсеместно под видом настоящего холодного воска нам продают намного более дешевый катализатор сушки. Хотя, конечно, встречаются и исключения.

Кстати

К классу "холодных" автомобильных восков также можно отнести такие составы как "пенные воск" и "нано-воски". Это продукты, преимущественно ориентированные на профессиональное применение и имеющие некоторые особенности. 

  • Пенные воски дополнительно имеют в своем составке пенообразователи, которые придают нанесенному средству вид слегка пенной эмульсии, что позволяет более эффективно проникать в труднодоступные места и скрытые полости, а также увеличить время задержки состава на вертикальных поверхностях. Жидкие воски именно этого класса, как правило, применяются детейлинг-студиями при обслуживании ЛКП автомобиля по технологии двух- или трехфазной мойки ("евромойка").
  • Нано-воски имеют в своем составе повышенный объем синтетических восков и парафинов. Что (по заявлению производителей), обеспечивает меньший расход средства при большей стойкости образуемой защитной пленки и лучшему блеску. Однако, по нашему субъективному мнению, это, как минимум, не очевидно..Так как если с меньшим расходом мы абсолютно согласны (обычно для "нано-восков" это 1:400-1:500 против 1:50-1:200 у стандартных "жидких восков"), то остальные параметры почти невозможно сравнить объективно.

 

Разные жидкие воски для кузова автомобиля

Небольшая иллюстрация жидких восков от одного известного бренда.
Обратите внимание на "назначение", указанное под названием продукта - даже производители не могут точно определиться с назначением и особенностями составов разных классов. 

Горячий воск

Но продолжим про обычные автомобильные воски.

Со временем инженерами были найдены еще более передовые решения для обеспечения быстрой качественной сушки автомобиля, а также предложена опция, при использовании которой кузов приобретал более глубокий блеск, и была обеспечена его дополнительная защита от эксплуатационных загрязнений. И те же самые инженеры еще в самом начале говорили: воск имеет низкую температуру плавления, поэтому наиболее эффективным и равномерным его нанесение будет только в нагретом состоянии!

Так появилась система нагрева воска для его лучшей работы. В автоматических моеных установках конструктивно представляет отдельный бойлер, который нагревает воду до ~60° в цикле нанесения горячего воска. Целесообразность применения таких составов при ручном нанесении обеспечивается только при разбавлении концентрата "горячего" воска в теплой воде, в противном случае его эффективность будет мало отличаться от "холодного".

Так что «горячий воск» или «Hot Wax» - это специальное средство, раскрывающее весь свой потенциал только при достаточном уровне температуры воды и при правильном нанесении. Благодаря чему обеспечивает один из лучших эффектов среди класса жидких автомобильных восков, а еще обладает одним замечательным свойством…

При повышении температуры воск опять становится более жидким, легко смывается с ЛКП и вместе с собой уносит все то, что осталось на его поверхности. Грязь, песок, дорожные реагенты… Достаточно только немного подогреть! И так появилась система нанесения «горячей пены», что опять же, характерно для автоматизированных моечных установок.

Не вдаваясь в подробности, скажем только, что на этапе нанесения бесконтактной пены вода дополнительно нагревается до тех же 60 градусов. Это безопасно для ЛКП, но разжижает ранее нанесенное восковое покрытие, которое легко смывается с поверхности, унося с собой все поверхностные загрязнения. Это идеально для регулярного обслуживания на автоматических мойках, оснащенных такими опциями. К сожалению, оборудование такого класса у нас, в отличии от Европы, представлено единицами, а ручное нанесение подобных составов трудноосуществимо. Однако это не препятствует наличию на полках автомагазинов флаконов с надписью «Горячий воск». И, возможно, это даже вполне годные составы... Но, как вы теперь уже знаете, все дело в правильной технологии .

Твердый воск

Скорее всего появился в начале XX века (но это не точно). И, скорее всего, именно твердые воски являются одними из первых составов для ухода за ЛКП автомобиля. Это то самое время, когда почти каждый автомобиль – произведение искусства, а каждый его владелец – респектабельный джентльмен из высшего общества. А настоящему джентльмену недопустимы компромиссы. Поэтому его авто должно сиять и быть обслужено по высшему разряду. Не хуже чем его усы, для которых он тоже использует специальный воск…

Нанесение автомобильного твердого воска на ЛКП

Процесс ручного нанесения твердого автомобильного воска. Потребуется время и выдержка, а также последующая располировка. Но результат того стоит!

И именно воски (в основном с очень приятным ароматом) стали использоваться для ухода за «новым чудом техники». И такие воски, наравне с передовыми средствами для ухода за породистыми лошадями, почти на целый век определили эталон.

И у них есть масса преимуществ

  • обычно (но не всегда) полностью натуральный состав
  • совместимость с любыми поверхностями и типами ЛКП
  • высокая укрывистость и маскирование мелких царапин и "голограмм"
  • отличный блеск и глубина цвета
  • приятный аромат на ваш выбор

 

И только парочка трудностей

  • посредственная стойкость к щелочам и кислотам
  • необходимость правильного нанесения и располировки

 

И, как вы уже поняли, составы типа «Твердый воск» предназначены исключительно для перфекционистов, а также необходимо придать лакокрасочному покрытию кузова вид "на 5". Поэтому применение такие средства практически всегда используются на автомобильных выставках и в автосалонах.

Как выглядят автомобили на выставке

Идеальный вид и блеск? Без автомобильного воска не обойтись!

А что еще?

Индустрия средств ухода за авто не стоит на месте и регулярно появляются новые составы и даже их целые классы. К таким можно отнести силанты, полимеры, кварцевые и керамические покрытия и т.д. Мы постараемся обязательно рассказать о них подробнее, но в силу множества нюансов это потребует, как минимум, отдельной статьи.

Послесловие

В данной статье мы постарались дать максимально объективную информацию о таком классе автохимии как автомобильные воски. Как мы и обещали, мы постарались полностью обойтись без рекламы. Поэтому не рассказываем о особенностях нанесения составов, не сравниваем продуктов разных производителей и, тем более, не претендуем на "Рейтинг лучших автомобильных восков". Однако, мы охотно поделимся нашими знаниями и опытом, если вы обратитесь к нам за более подробной консультацией или обучением.